Процесс важнее результата.
Что вам известно об игре Го (Вэйци) ?
Считается, что эта, по ряду признаков самая сложная игра в мире, возникла в Китае и была разработана для обучения и развития ума и стратегического мышления одного из императорских потомков, имевшего вздорный нрав и не признающего красоты логических построений. Неизвестно, помогло это юноше или нет, но игра с черно-белыми камнями на доске за несколько веков распространилась по всей Азии, и современное ее название - ГО - имеет японское происхождение, в Китае её называют Вэйци.
В древнем Китае считали: достойный человек должен уметь писать иероглифы, рисовать, музицировать на лютне и играть в Го. Сегодня это вторая по популярности в мире игра. Игроков насчитывается порядка пятидесяти миллионов и она преподается в японских, китайских и даже российских бизнес-школах.
В 16 веке японским императором был издан официальный декрет, который обязывал каждого государственного деятеля играть в ГО. Считалось, что понимание принципов ГО является ключом к грамотному правлению. В Китае, Японии и Южной Корее обучение этой игре является обязательным предметом для дошкольников. В современности есть даже академии ГО — аналог высшего образования. Есть медиа империи, построенные вокруг ГО. Такие компании как Samsung и LG выступают спонсорами чемпионатов и выставляют призовой фонд в несколько миллионов долларов.
Это не просто развлечение, процесс развивает не только левое полушарие, как большинство подобных игр, но и правое. Го является одной из наиболее распространённых настольных игр на Земле. Правила игры просты и запоминаются за минуту – играют двое, игроки по очереди выставляют камни на перекрестия линий игрового поля, задача – отгородить себе как можно большую территорию. На этом простота заканчивается. После четвертого хода может возникнуть больше шестнадцати миллиардов позиций. Процесс требует владение искусством стратегии и комбинаторным мышлением. В Поднебесье известно выражение «Шахматы – это сражение, го – это война».
Вариативность игры такова, что просчитать действия соперника на несколько ходов вперёд практически не возможно — с этим связано то, что долгое время компьютеры не могли выиграть у человека. Лишь в 2016 искусственный интеллект кампании Google сумел обойти мирового чемпиона. Сегодня игра входит в число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.
Несмотря на простоту игры, она имеет свою философию, она отражает древний принцип дао: «достигай как можно больше, применяя малые усилия». Процесс учит простой истине, нельзя делать ставку на «все», поскольку в таком случае часто можно лишиться этого «всего». Нужно брать столько, сколько получиться удержать с расчётом на свои силы, а остальным лучше вовремя делиться.
Чтобы быть мастером, важно понимать принципы планирования и оптимизировать усилия. Начиная игру, соперники желают друг другу хорошей игры, а по завершению, благодарят друг друга за игру. В каком-то смысле, важнее не победить, а получить удовольствие от процесса взаимодействия с партнёром. Иными словами, это игра, которая никогда не наскучит и в которую с удовольствием играют люди разного статуса и возраста!