Всем доброе утро из московского метро!
А какое оно, китайское метро?
Активное развитие метрополитена началось лишь с конца 90х годов. Несмотря на это в Китае уже 16 метросистем – больше, чем в какой-либо другой стране; причём три из них (Шанхай, Пекин, Гуанчжоу) входят в число крупнейших в мире. Так что темпы роста сетей метро здесь – самые высокие в мире. В крупнейших городах метрополитен успешно конкурирует с главным городским транспортом – автобусом.
До начала экономического подъёма Китая метро было только в Пекине. С тех пор сохранились первые и самые старые линии. Они сильно похожи на советское метро, в отделке доминируют мрамор и плитка. Станции спрятаны глубоко под землёй, а переходы не рассчитаны на почти двадцатимиллионное население современного Пекина. Очевидно, как и в СССР, метро строилось из двойного расчета. В случае войны в метро можно было спрятать большое количество людей, но до наступления ядерного удара добираться на работу каждый день было неудобно.
Новые линии пекинского метро сделаны более дешёвым, но и практичным способом. Станции теперь не прячут глубоко в толще земли, да и мрамор уступил место более дешёвому цветному пластику. В целом, станции выполнены в той же стилистике, что и в других городах страны.
Схема метро Пекина на первый взгляд пугает. Ещё бы, ведь сейчас метрополитен состоит из 23 линий, на которых располагается 394 станции, и это число продолжает расти!
А для интереса, давайте сравним пекинское и московское метро.
В целом, пекинское и московское метро очень схоже, вот некоторые отличия:
Количество линий в московском метро – 14 (монорельс+мцк), а в пекинском метро – 22. Количество станций в московском метро – 223, а в пекинском метро – 370.
Безопасность. Общественные места в Китае – все – охраняются полицией и, часто, вооруженными армейцами. Все этих девять миллионов человек попадают в подвалы метро через рамку металлодетектора. Система действует, как в аэропорту: сумку кладёшь на конвейер, проходишь через рамку. Воду нужно показать отдельно, но выливать не обязательно. В час пик не многих станциях скапливается порядочная толпа. Терпение, только терпение. Поразительно, но эта система просвечивает каждого конкретного пассажира пекинского метро, это свыше девяти миллионов человек в сутки! На самых современных линиях подходы к рельсам отделены стеклянными дверьми, как в Гонконге. Двери открываются только тогда, когда поезд остановился на станции. Двери в поездах автоматически защелкиваются на замок, поэтому нельзя, как в российских метро, разжать закрытые двери руками, как это делают некоторые умники.
Линии пекинского метро. В пекинском метро очень легко ориентироваться, каждая линия имеет свой номер и цветовую маркировку. Например, линия №1 красного цвета, это центральная и самая старая линия метро. Другой пример, линия №13, желтый цвет. Есть две кольцевые линии — линия №2 (синяя) и №10 (голубая). Это немного проще, чем в московском метро.
После Олимпиады – 2008 в Пекине все названия станций, направления движений были продублированы на английский язык. Это очень облегчает задачу ориентирования в пекинском метро. Человеку знакомому с подземкой из других стран мира ориентироваться в метро Пекина будет просто.
Однако, при всех этих громадных потоках, метро заканчивает работу сравнительно рано, по нашим понятиям. К полуночи оно уже всё закрыто, а массовое закрытие начинается примерно ближе к 11 вечера.
В большой плюс китайцам можно занести бесплатные туалеты на каждой станции, а также лифты для инвалидов. Туалеты, правда, не везде особо чистые, но если сильно хочется – то это уже не так важно. Кроме того, везде можно помыть руки.
Места остановки и двери фиксированы и обозначены. Очень характерная особенность китайских метрополитенов: люди тут заходят и выходят одновременно, никто никого не ждёт. Открылись двери – с краёв сразу заходят, из центра выходят (см. стрелки на полу). К этому просто надо привыкнуть. Если же засмотрелся в телефон и встал на выход около края двери – на оживлённой станции могут и ненароком запихнуть внутрь. При входе-выходе тут всё живенько и без церемоний, этакий водоворот. Регулировщики помогают навести дисциплину в часы пик.
Архитектура станций. Станции есть разные. В основном невзрачные и функциональные, но есть и ничего так. Конечно, таких шедевров, как наши станции сталинской эры или современные типа “Обводного канала”, там нет и в помине. Но зато станций много и строятся они с фантастической скоростью.
Стоимость проезда. В пекинском метро сначала нужно сориентироваться по карте метро или приложению, до какой станции нужно ехать, и купить билет в автомате. В зависимости от станции назначения проезд стоит от 3 до 25 юаней (чтобы получить рубли, умножайте на 9). Поездка в пределах условного центра обходится от 3 до 4 юаней и почти всегда содержит две пересадки. Почему две, можно понять, глядя на схему линий.
Можно приобрести билет на одноразовую поездку. Многоразовый проездной билет стоит 20 (двадцать) юаней плюс та сумма, которую вы кладете на свой счет. Получается что-то типа кредитной карточки, которой можно также расплачиваться в автобусах и такси.
Билет можно сдать, получив обратно 10 (десять) юаней. Оставшиеся 10 юаней пропадут — они ушли на оформление карточки. Можно оставить у себя карточку для того, чтобы при повторных поездках в Пекин вновь пользоваться ею, или одолжить знакомым и родственникам, которые собираются в поездку.
Следить за состоянием своего счета легко. Каждый раз, когда вы входите или выходите из метро, на табло на турникетах высвечивается оставшаяся сумма денег. При выходе из метро нужно опять приложить билет к турникету. Створки отворяются, вы выходите. Деньги снимаются с карточки именно в этот момент. Поэтому лучше не терять свой билет до конца поездки, чтобы не пришлось покупать новый.
Оплата поездки в пекинском метро происходит исходя из расстояния:
до 6 километров: 3 юаня;
6-12 километров: 4 юаня;
12-22 километров: 6 юаней;
22-32 километров: 8 юаней;
больше 32 километров: 8 юаней +2 юаня каждые 20 километров.
Для детей ростом до 120 сантиметров проезд бесплатный, однако им нельзя пользоваться метро без родителей или других взрослых, которые несут за них ответственность.