28 сентября в Китае празднуют День национального учителя (День рождения Конфуция).
Имя Конфуция известно во всем мире, это – одна из самых загадочных и влиятельных исторических личностей в истории мира. Родившись более 2,5 тысяч лет назад на территории распавшегося единого древнекитайского Чжоуского государства, он стал одним из первых философов, учения которых даже сегодня имеют значение для последователей его учения, историков, а также государственных деятелей.
Конфуций родился в 552 до н.э. во времена междоусобных войн в Китае, после развала Чжоуского государства, когда начался период так называемых “срединных” царств. Местом его рождения стал город Цзоу царства Лу. Сегодня этот город носит название – ЦюйФу, и находиться в провинции Шаньдун. Имя Конфуций – происходит от латинского варианта одного из имен философа: Кун-фу-цзы – Confucius. Иногда встречается форма имени Кун-цзы, или просто Цзы. Стоит понимать, что Цзы – это только приставка к имени обозначающая термин “Учитель”, под которым он известен большинству почитателей. При рождении же Конфуций получил два имени Цю и Чжун-ни, которые соответственно означают “холм” и “второй из глины”. По легенде, когда родители будущего мудреца узнали, что у них будет ребенок, то отправились в паломничество к святому месту, чтобы вымолить у божества Глиняного холма рождения сына-наследника. После удачных родов родители дали сыну такие имена.
Семья и происхождение
Мать Конфуция Янь Чжицзай была младшей из троих сестер в своей семье. Она родилась в 568 году до н.э. и на момент заключения брака ей не было даже 20 лет. Отец мудреца был военным в возрасте по имени Шулян Хэ. Когда он решил жениться, то, как повествуют древние источники, ему было 66 (по некоторым данным – 63) лет. Причиной поисков новой жены послужило то, что у Шулян Хэ не было наследников, а единственный имеющийся сын (Бо Ни, известный также как Мэн Пи), рожденный от наложницы, оказался больным от рождения и на роль преемника не подходил.
Бедность, собственная семья, обучение
Поскольку отец Конфуция умер от старости, когда его сыну было только три года, а от его матери отвернулась семья, то будущему философу пришлось все детство и юность прожить с матерью в нищите. Он долгие годы занимался грязной работой, чтобы иметь средства к существованию.
В возрасте 15 лет он стал осознавать важность образования и приступает к изучению 5 искусств (чтение и каллиграфия, математика, ритуалы, стрельба из лука, езда на колеснице). В 16-летнем возрасте Конфуций лишился матери, через три года он женился. В браке родились сын Ли и две дочери.
Овладев пятью искусствами, Конфуций получает должность в клане Цзи – становиться счетоводом и ответственным за скот. В 27 лет Конфуций получил достаточно высокую должность в царстве Лу – в главной кумирне, а в 30 лет у философа наконец появилась возможность открыть собственную школу.
Школа Конфуция
Открыв свою собственную школу, философ наконец начал реализацию своих основных идей. Во-первых, он начал обучать в своей школе всех желающих за довольно скромную плату – связку сушеного мяса. Таким образом практически любой китаец мог получить доступ к обучению. Как сообщается в исторических источниках, общее число учеников школы достигло 3 тысяч человек. При этом известно о 70 учениках Конфуция, ставших его преемниками на пути распространения его идей. На протяжении работы школы Конфуций длительное время развивает свои учения, а также пытается найти великих правителей – “благородных мужей”, которые смогут на практике реализовать его подход правильного управления государством.
Поиски великих правителей
После создания собственной школы в 522 году до н.э. Конфуций обращается к разным правителям китайских царств, которые могли бы воплотить в жизнь его мировоззрение касательно принципов управления государством. В связи с этим Конфуцию приходится много путешествовать, служить в разных царствах. За четырнадцать лет он прошел не менее 9 больших дворов, общаясь с правителями и выполняя роль наставника. Конфуций собрал немало поклонников своего учения по всему Китаю.
Учение Конфуция
Главный образ, созданный Конфуцием, был образ учителя, который передает знания, а не создает их. В понимания философа и его последователей, учение конфуцианства берет истоки из почитания древности. Древность, как ее понимают ученики школы китайского мудреца, является эталоном правильного образа действий.
“Лунь-юй” – главный текст конфуцианства, книга, собравшая все основные высказывания Конфуция, имеющие отношение к его учениям. В основе конфуцианства стоит определение двух типов людей: цзюнь-цзы – благородный человек, добродетельный муж, личностный эталон; сяо жэнь – маленький, простой человек, неспособный понять учение. Обладающий добродетелями цзюнь-цзы должен иметь пять главных жизненных качеств, которые и стали основой для мировоззрения последователей великого мудреца и учителя.
Добродетели и принципы конфуцианства
Жэнь (человеколюбие) – главная добродетель в человеке, определяющая его способность придерживаться правильного баланса любви и ненависти. Жэнь можно определить, как стремление к статусу-кво: не делать другому человеку того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе. Стихия – дерево.
Чжи (мудрость) – благодетель, которая помогает человеку не только принимать знания, но и реализовывать их на практике. Истинной мудростью, согласно Конфуцию, обладает лишь тот, кто “размышляет и учиться”, поскольку первое без второго – губительно, а второе без первого – напрасная трата времени. Стихия – вода.
И (справедливость) – постулат, в некоторой степени уравновешивающий жэнь и исходит из него. Он указывает на необходимость соответствия внешней формы внутреннему знанию. Стихия – металл, символ прочности, прямоты, однозначности.
Ли (ритуал) – благодетель, отвечающая за поведение и выполнение предписаний и норм, согласно которым устроено общество. Соблюдение ритуала – важнейшая основа учения. Соответствует огню, энергии движения и роста общества.
Синь (искренность) – определяет меру осторожности в поступках. Этот постулат предвидит выполнение данного слова, а также необходимость исправления ошибок. Понятия стыда, радости или любых других естественных реакций в конфуцианстве – показательные. Земля в качестве стихии уравновешивает ли – во избежание высокомерия и лицемерия.
В конфуцианстве сформулировано также несколько важных понятий для полноты концепции.
Сяо (почтение) – важная особенность благородного мужа. Только почитая старших, руководителей, родителей можно стать благородным мужем, претендовать на то, чтобы стать достойным правителем. С другой стороны, родитель и правитель должны ощущать отцовскую любовь к младшим. Тянь (небо) – самый достойный пример подражания в плане ритуала ли. Первыми подражателями стали Яо и Шунь, которые создали нормы и ритуал.
Дао (путь) – правильный путь, этический, порожденный человеком и небом. Цель человека в жизни – пройти этот путь.
Чжэн-мин (выправление имен) – самый важный критерий оценки человека и его добродетелей. Если поступки человека соответствуют его месту в обществе, то он носит правильное имя, название. Если человек ведет себя неподобающе, например, не как правитель, то он не может быть правителем.
Конфуцианство дало старт многовековым процессам образования мощной идеологической подоплеки китайского общества. Также учения философа вышли далеко за пределы Поднебесной.
Смерть Конфуция и его наследие
Конфуция похоронили в родном Цюйфу в 479 году до н.э., ему было 73. Собрание “Лунь-юй” (“Рассуждения и разговоры”) – сегодня главный источник мудрости великого Кун-Цзы. Многие книги, которые приписывают ему, он не писал, или же об этом отсутствует достоверная информация.
Начиная со времен Хань (2 век до н.э. – 2 век н.э.) на его могиле и в построенном возле нее храме паломники совершают обряды и поклонение. Жизнь и наследие Конфуция привлекает интерес всего населения планеты на протяжении вот уже 2,5 тысяч лет, и скорее всего, будет оставаться актуальной и дальше, как минимум для 6,5 миллионов последователей конфуцианства в мире.